16 декабря 1811 Крылов был избран членом Российской Академии, а 14 января 1823 получил от нее Большую золотую медаль за литературные заслуги (золотую медаль получил в 1818). С 1829 почетный член Петербургского университета. В 1841, при преобразовании Российской Академии в Отделение русского языка и словесности Академии Наук, первым был утвержден ординарным академиком (по преданию, император Николай согласился на преобразование с условием, «чтобы Крылов был первым академиком»"). 2 февраля 1838 в Петербурге торжественно праздновался 50-летний юбилей его литературной деятельности.
Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 году превратилось в поистине всенародное торжество. За прошедшие с тех пор почти два столетия не было ни одного поколения в России, которое не воспитывалось бы на баснях Крылова.
Скончался Крылов 21 ноября (по старому стилю - 9 ноября) 1844. Похоронен в Некрополе мастеров искусств (памятник был поставлен в 1855, скульптор П.К. Клодт). 12 мая 1855 памятник Крылову (скульптор П.К. Клодт; персонажи басен Крылова - по рисунку А.А. Агина) был открыт в Летнем саду. О его удивительном аппетите, неряшестве, лени, любви к пожарам, поразительной силе воли и остроумии сохранилось множество анекдотов.
Основные произведения Крылова Ивана Андреевича:
Проза:
Сатирические «письма» [1-48], составившие журн. «Почта духов» (1789).
Сатирические повести:
«Ночи» (незаконч.) (1792)
«Каиб» (1792).
Сатирико-публицистические эссе и памфлеты («Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Рассуждение о дружестве», «Похвальная речь в память моему дедушке», все – 1792, «Похвальная речь науке убивать время», 1793).
Комические оперы:
«Кофейница» (1783, опубл. 1869)
«Бешеная семья» (1793)
«Илья-богатырь» (1807)
Комедии:
«Сочинитель в прихожей» (1786, опубл. 1794, в прозе)
«Проказники» (1788, опубл. 1793; в прозе)
«Подщипа» («Трумф», 1798, опубл. 1859; в стихах)
«Пирог» (1799-1801, опубл. 1869; в прозе)
«Модная лавка» (1807, в прозе)
«Урок дочкам» (1807; в прозе
Трагедия «Филомела» (1786, опубл. 1793; в стихах).
Басни:
«Дуб и Трость» (1806, нов. ред. 1825)
«Разборчивая невеста» (1806)
«Ворона и Лисица», «Ларчик», «Лягушка и Вол», «Пустынник и Медведь», «Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей», «Слон на воеводстве», «Слон и Моська», «Муха и дорожные», «Лисица и Виноград» (все – 1808)
«Петух и Жемчужное зерно» (1809)
«Осел и Соловей», «Крестьянин в беде», «Гуси», «Квартет», «Листы и Корни» (все – 1811) «Лжец», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Обоз» (все – 1812)
«Кот и повар», «Щука и Кот», «Демьянова уха» (все – 1813)
«Прохожие и Собаки», «Мартышка и Очки», «Собачья дружба», «Крестьянин и Работник», «Тришкин кафтан» (все – 1815)
«Крестьяне и Река», «Лебедь, Щука и Рак», «Зеркало и Обезьяна» (все – 1816)
«Крестьянин и Овца» (1823)
«Кошка и Соловей», «Рыбья пляска» (обе – 1824)
«Свинья под Дубом» (1825)
«Пестрые овцы» (1823, опубл. 1867)
«Волк и Кот» (1830)
«Кукушка и Петух» (1834, опубл. 1841)
Оды, послания, переложения псалмов, эпиграммы. Театральные рецензии.
С 1809 по 1843 создал около 200 басен. Все творчество Крылова-баснописца органически связано с художественным миром русских пословиц, сказок, поговорок; оно и само внесло в сокровищницу национального языка немало крылатых выражений. Язык басен Крылова стал примером для А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и других писателей. Его басни переведены более чем на 50 языков мира.