В
восточнославянской мифологии дух леса. Лешего представляли стариком с
зеленой бородой в звериной шкуре, иногда наделяли копытами и рогами.
Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему
одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими
деревьями; в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные
опушки и поляны, он становится ниже травы, свободно укрываясь под любым
листочком. На луга и в поля леший выходит редко, строго соблюдая права
соседа, называемого полевиком. Не заходит леший и в деревни, чтобы не
ссориться с домовыми и банниками. Зато в лесу леший является
полноправным хозяином: все звери и птицы находятся в его ведении и
повинуются ему беспрекословно.
Носится леший по лесам с чрезвычайной быстротой, иногда с таким шумом,
словно ураган пронесется, а то вдруг прошмыгнет тихо-тихо, что и лист не
зашуршит.
По поверьям, лешие умеют хохотать, аукаться, свистеть и плакать, как
люди, подражают голосам птиц и зверей, но при встрече с живыми людьми
они немедленно замолкают и делаются бессловесными.
Легенда o Бабе-ЯгеЛесная
старуха-волшебница, один из самых известных персонажей народного
мифотворчества славян. Вид у нее не просто страшный, а подчеркнуто
отталкивающий: одна нога как у скелета, длинный нос до подбородка
достает. Эксцентричному облику злобной старухи соответствует и необычный
способ передвижения: Баба-яга летает верхом на метле, ухвате или в
ступе, заметает свой след помелом. Повинуются Бабе-яге все звери, но
самые верные ее слуги — черные коты, вороны и змеи. Живет она в избушке
на курьих ножках, которая стоит в дремучем лесу за огненной рекой и сама
во все стороны поворачивается. Нужно только попросить: «Избушка,
избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне
передом!» — и избушка послушно исполнит просьбу. Забор вокруг избы — из
человеческих костей, на заборе — черепа, вместо замка — рот с острыми
зубами. В древности Бабу-ягу считали привратницей между миром живых и
мертвых, а избушку ее — вратами в потустороннее царство.
В сказках Баба-яга часто выступает как антагонист героев, которые
борются с ней и силой или хитростью побеждают. Колдунья (варит всяческие
зелья) и людоедка, она похищает детей и не прочь погубить случайно
забредшего в ее избушку путника, но, как правило, оказывается одурачена и
наказана.