Да, нет, никогда
Жил один царь, и был у него охотник. Пошел однажды этот охотник за дичью. Много он ходил, искал, ничего не убил. Решил уже домой вернуться, как увидел на дереве птицу, пустил в нее стрелу из лука, сбил с дерева, взял и положил к себе за пазуху. Вдруг обернулась эта птица прекрасной девушкой; удивился охотник, как увидел рядом с собою девушку.
– Кто ты? – спрашивает.
– Я та птица, что ты поймал, – говорит девушка.
– Так ты должна стать моей женой.
– Хорошо, – говорит она, – только не веди меня к твоему царю, знай, отнимет он меня у тебя. Если уж поведешь, так вот что я сделаю: как подойдем к царю, обернусь дурнушкой, тогда он прогонит и тебя и меня и будем мы вместе жить в твоем доме.
Согласился охотник, и пошли они к царю.
Увидел царь дурнушку и говорит:
– Кто тебе всучил ее, на что она тебе?
Сказал охотник:
– Я ее в жены взял.
Не понравилось это царю, прогнал он от себя и охотника и его жену, но только отошли они от дворца, как обернулась она опять красавицей. Зажил охотник с молодой женой ладно и счастливо.
Прошло время. Узнал царь, что у охотника жена – красавица, вызвал его и говорит:
– Или отдай свою жену, или достань «да, нет, никогда».
Опустил голову охотник, грустный вернулся домой. Рассказал жене, что ему царь приказал. Сказала жена:
– Пойди к тому дереву, на котором я сидела, свяжи из его веток веник, возьми его с собой, поведет он тебя куда надо.
Пошел охотник. Связал из веток дерева веник, поставил его на землю. Полетел веник вперед, что ветер, поспешил охотник за ним. Привел его веник в подземное царство. Нашел там охотник отца царя и говорит ему:
– Твой сын послал меня за «да, нет, никогда». Научи, как быть. Сказал отец царя:
– Иди так, все прямо, придешь к морю, перейди то море, увидишь дом, спроси хозяина того дома, он научит, где найти «да, нет, никогда».
Шел, шел охотник, дошел до моря. Сел верхом на свой веник, перебрался через море, пристал к другому берегу. Отыскал тот дом, подошел, видит – горит внутри огонь, людей нигде не видно.
Вошел он внутрь, спрятался, ждет.
Вошли три человека, один крикнул: